Досаев Фарид


 

 

Досаев Фарид

 

Основные сведения

Дата рождения 1932
Место рождения Львов, СССР
Место жительства -
Специализация 100 и 200 м брасс
Рост -
Вес -
Клуб Спартак (Львов)
Тренер(а)

-

 

Сайт -
Дополнительная информация

Участник олимпийских игр 1956 года в Мельбурне, плыл дистанцию 200 м брасс.

После окончания спортивной карьеры стал работать спортивным телекомментатором, добился очень большой известности в этой области.

 

 
Спортивные достижения
 Соревнование  Дистанция  Место  Дата  Сезон 
 -  -   -  -   -

 

- А как вы попали на телевидение?

- Я серьезно занимался плаванием, был чемпионом Украины, СССР, выступал за советскую олимпийскую сборную. Через год после Олимпиады в Мельбурне я практически завершил спортивную карьеру, хотя еще в 1959-м плавал на Спартакиаде народов СССР. Еще со школьной скамьи увлекался самодеятельностью, конферансом. У меня от природы очень хорошо поставлен голос. Мы с другом случайно узнали, что на только что открывшееся украинское телевидение требуются ведущие армейской программы. Но нас забраковали, и мы, огорченные тем, что не прорвались в звезды телевидения, уже собирались покинуть студию. В коридоре нас остановил кто-то из спортивной редакции и спросил, не можем ли мы провести репортаж по плаванию. Мой друг по-украински не говорил, а вот меня взяли.

06s12 dasaev.jpg (17022 bytes)В октябре 1958 года, это точка отсчета моей профессиональной деятельности, я провел прямой репортаж с чемпионата Украины по плаванию. Особого инструктажа не было. Предупредили только, что в начале нужно поздороваться, затем комментировать заплывы, а за минуту до завершения эфира попрощаться с телезрителями. Это был первый прямой репортаж на украинском телевидении! Видеозаписей тогда еще просто не существовало. Помню, поманил к себе Люсю Клипову, которая стала чемпионкой в плавании на спине, и взял у нее небольшое интервью. Страха вообще не было! Александр Липницкий, мой первый режиссер, долго и удивленно на меня смотрел: мол, новичок, а так отработал!

Никто меня этому не учил: ни как нужно вести репортажи, ни как комментировать соревнования, ни как проводить студийные записи. Однажды снимали в павильоне показательные выступления киевского института физкультуры, и я объявлял номера. Почему-то решил, что это надо делать ну очень громко. И я просто орал! И только потом мне объяснили, что нужно было говорить обычным голосом. К счастью, серьезных проколов или провалов в моей профессиональной деятельности не было.

Помню, как проводили в прямом эфире встречу динамовских звезд и московских актеров. Многие футболисты увлекались театром, а актеры - футболом. Это было своеобразное ток-шоу, звонили телезрители. Был я инициатором и первых спортивных телемостов. Когда установили релейную связь между студиями, провел телемосты Львов- Киев по плаванию и Киев-Москва по художественной гимнастике.

На украинском телевидении и радио я организовал первые уроки ритмической гимнастики, "Утреннюю гимнастику", "Уроки плавания". Получал мешки писем после этих передач.

- Платили на телевидении хорошо?

- В Киеве зарплата была маленькой. Это уже позже, в Москве, на Центральном телевидении, платили прилично. За 11 лет работы в Москве я получил бесценный опыт, который пригодился здесь. Но там я не пришелся ко двору тогдашнему председателю Гостелерадио Сергею Лапину. Меня вынудили вернуться в Киев - перестали выпускать в эфир. Его "жертвами" тогда стали несколько талантливых журналистов - Виктор Балашов, Аркадий Галинский. Аркадий в 1979 году написал статью в поддержку оставшихся на Западе фигуристов - Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой. Его уволили из журнала с формулировкой "не соответствие занимаемой должности по идеологическим соображениям". Он подал в суд, но, естественно, проиграл его.

- Вы выступали за советскую сборную на Олимпиаде-56...

- Да, накануне Игр-56 я выиграл Спартакиаду народов СССР, должен был показать хорошие результаты и на Олимпиаде. К огромному сожалению, в Мельбурне я занял только десятое место. Но от Австралии у меня остались самые хорошие впечатления. Там я познакомился с девушкой моей мечты! Но наша любовь оборвалась, едва начавшись. В Австралии мы провели целый месяц. Времени было предостаточно и на тренировки, и на отдых. По вечерам в олимпийской деревне устраивались танцы. Там я познакомился с очаровательной южноамериканкой - блондинкой с голубыми глазами! Натали Майбар тоже была пловчихой. Ее отец на родине владел алмазными рудниками. После танцев я ее всегда провожал, в одном автобусе мы ездили на тренировки. Она мне очень нравилась, я был влюблен! В день закрытия Игр мы пообещали друг другу обменяться адресами. Но руководство советской делегации не разрешило ни одному спортсмену спуститься в этот день на берег (мы жили на теплоходе "Грузия"). Дело в том, что накануне сошла на берег официантка Нина Баранюк, да так и не вернулась. Чтобы подобный инцидент, не дай Бог, не повторился, нам в последний день запретили покидать каюты. Но воспоминания о Натали я храню вот уже полвека!

Кстати, в Мельбурне спортсменам заплатили очень хорошие командировочные - 600 австралийских фунтов. И все деньги я потратил на пластинки! С пятнадцати лет увлекался их коллекционированием. Только не спрашивайте меня, сколько пластинок в моей коллекции. Никогда не считал! У меня есть очень редкие экземпляры. В основном коллекционировал классическую музыку, записи мировых теноров. Самая старая пластинка в моей коллекции выпущена в 20-х годах прошлого столетия - это Джильи с неправильно напечатанной на обложке фамилией. Большая редкость!

Так вот, из Мельбурна в огромном чемодане я вез 39 пластинок! Мне очень нравился фильм "Молодой Карузо", в котором за кадром пел один из выдающихся певцов XX века Марио Дель Монако. Я долго искал в его исполнении арию из "Андре Шенье" - итальянской оперы Умберто Джордано. В Союзе таких записей было просто не найти. Случайно набрел в Мельбурне на оптовый склад пластинок. Наверное, меня вела судьба. Я называю это удачей коллекционера. Спрашиваю у хозяина: "Есть ли у вас импровизация из "Шенье"?" "Эта ария есть только в концерте Марио Дель Монако", - отвечает. И выносит мне пластинку. Вот, смотрите - эта пластинка 1956 года! Я купил у него еще несколько пластинок. Потом нашел парочку других магазинов и приобрел остальные.

С какой осторожностью я вез свой драгоценный груз! Туда спортсмены прилетели на самолете, а назад возвращались на теплоходе "Грузия". До Владивостока плыли 19 суток!

- На теплоходе удалось послушать любимую арию?

- Да! Я не утерпел, подошел к радисту: "Хочу послушать пластинки, которые купил". Он отправил меня за разрешением к парторгу судна. Посредине Тихого океана тоже действовала советская власть! Диалог с парторгом был потрясающим. "Вы разрешите мне послушать пластинки?" - "А что за пластинки?" - "Оперные арии". - "А слова там есть?" - "Да. Но слова уже проверены временем!" Я забрался на верхнюю палубу, был пасмурный день, спокойный океан, и посреди всего этого, представьте, звучит голос Марио Дель Монако! Память на всю жизнь.

С тех пор отовсюду стал привозить пластинки. Вот одно из последних моих приобретений - выпущенная в Америке пластинка Марио Ланца, известного итальянского певца и актера. Случайно купил на одном из киевских рынков за 120 гривен. Раньше на эти деньги много всего можно было приобрести...

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

Ссылки

 

Искусные furlux.